-

Охрана труда

Закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»


Специальная оценка условий труда

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» действует уже 3 года, но у многих работодателей до сих пор возникает много вопросов: для каких организаций обязательна специальная оценка условий труда? Каковы сроки ее проведения? Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда курьеров, с которыми организацией заключены гражданско-правовые договоры? Имеет ли право государственная инспекция труда осуществлять проверку работодателя на предмет проведения спецоценки условий труда? и т.д.

Прежде следует напомнить, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в ст. 212 ТК РФ. С начала 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и на смену аттестации пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Соответствующие поправки внесены в ТК РФ, где само понятие аттестация рабочих мест теперь отсутствует.

Так какие компании должны в первую очередь провести специальную оценку условий труда и есть ли какие то рабочие места, на которых проводить спецоценку не нужно?

Пока новую оценку условий труда могут не проводить те организации, у которых есть действующие результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест. Если на предприятии появились новые рабочие места или изменился технологический процесс, спецоценку провести все равно придется. Еще один повод пригласить к себе экспертов по спецоценке условий труда, даже при наличии действующей аттестации рабочих мест, – на предприятии работают сотрудники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам спецоценки выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо будет платить дополнительные страховые взносы. Роструд также советует предприятиям, у которых нет действующих результатов аттестации рабочих мест, не затягивать со спецоценкой условий труда. Теперь штрафы за отсутствие специальной оценки или аттестации могут доходить до 80 тыс. рублей, а за повторное нарушение — до 200 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Если на предприятии имеются дистанционные работники, надомники или работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, то на таких рабочих местах спецоценку проводить не нужно на основании п.3, ст.3 закона № 426-ФЗ.

Как провести специальную оценку условий труда?

Для организации и проведения специальной оценки работодатель должен:

создать комиссию по проведению специальной оценки, число членов которой должно быть нечетным,

утвердить график проведения специальной оценки.

В состав комиссии включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и представитель профсоюза или иного представительного органа работников (при их наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Если специальную оценку проводит работодатель, относящийся к субъектам малого предпринимательства, то согласно п. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ в состав комиссии включаются:

работодатель — ИП (лично);

руководитель организации;

другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда);

представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель. До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест. Рабочие места, указанные в перечне рабочих мест, оценивают эксперты специальной организации. По результатам оценки проводящая ее организация в соответствии со ст. 15 Закона № 426-ФЗ составляет отчет, в котором указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы на данных рабочих местах. В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Как могут использоваться результаты специальной оценки?

Изначально определение класса условий труда нужно для принятия мер по улучшению условий труда работников и обеспечению безопасности таких условий. Если опасность условий труда не подтверждена результатами специальной оценки или заключением государственной экспертизы условий труда, то дополнительные гарантии и компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ). Также по результатам проведения специальной оценки работники будут обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, будут назначаться и проводиться медицинские осмотры и устанавливаться гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда. На основе результатов проведения оценки условий труда будут рассчитываться скидки (надбавки) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, будет определяться дополнительный тариф пенсионных взносов с учетом класса условий труда на рабочем месте, а также обосновываться финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств внебюджетных фондов. Главное, чтобы результаты проведения специальной оценки были точными и объективными, позволяющими использовать их во всех перечисленных целях.

Что дает специальная оценка условий труда простым рядовым работникам?

 После проведения и утверждения комиссией специальной оценки условий труда на предприятии работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки на его рабочем месте. В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так: «3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014». Такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашением. Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создания, такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Если по результатам спецоценки устанавливается вредный класс условий труда, то работнику, занятому на этом «вредном» рабочем месте, должны предоставляться гарантии и компенсации. Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять также дополнительным соглашением к трудовому договору, в котором будут указаны конкретные размеры этих компенсаций. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги.

Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен длительный отпуск). Чтобы реализовать свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав. При несогласии работника с результатами спецоценки, при невыполнении  работодателем своих обязательств в связи со спецоценкой работник вправе обратиться с жалобой в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда или в суд.

Какие требования предъявляются к организациям проводящим спецоценку?

Во первых, проведение специальной оценки условий труда должно быть отражено в Уставе в качестве основного или дополнительного вида деятельности; в штате организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов и не менее одного эксперта с высшим образованием по одной из трех специальностей: врач по гигиене труда, врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям; иметь собственную испытательную лабораторию, область аккредитации которой включает исследование вредных и опасных факторов как трудового, так и производственного процесса.

Сделаем всю работу за вас

Аутсорсинг системы охраны труда


Современная охрана труда – это кропотливая ежедневная работа, требующая определенных знаний, опыта, а также полного погружения в процесс. Если в мелких и средних предприятиях руководители или берут этот груз на себя, или вовсе пренебрегают этой работой – по причине недостаточного знания законодательства, недооценки последствий и рисков возможных происшествий, отсутствия времени и т.п. То в крупных компаниях встает вопрос либо о зачислении в штат собственного специалиста по охране труда и пожарной безопасности, либо о передаче охраны труда на аутсорсинг.

В 2015 году введена новая система размеров штрафов за нарушение организациями требований охраны труда, а в частности за непроведение специальной оценки условий труда, за отсутствие обучения и документации по охране  труда.

Аутсорсинг охраны труда предполагает передачу функций организации по этому направлению специалистам нашей организации. Передача функций выполняется на основании гражданско-правововго договора. Подобный вариант сотрудничества предполагает достаточно большое количество преимуществ:

Оптимизация расходов; сокращение фонда заработной платы. Специалист по охране труда на аутсорсинге, выходит на 30 % дешевле чем штатный сотрудник. Он не занимает место в офисе, не выходит на оплачиваемый больничный или отпуск, за него не надо платить налоги.

Возможность делегировать свои риски в сфере охраны труда.

Услуги профессионалов. Наш персонал состоит из специалистов своего дела. Они способны качественно выполнить широкий спектр задач. Для основных направлений охраны труда имеются профессионалы высокого уровня, чего сложно добиться при создании собственной службы.

Постоянство. Сотрудники организации могут выходить в отпуск, брать больничный или иметь выходной день. Мы организуем работу в любое время без перерывов.

Возможность больше внимания уделить основной деятельности. Аутсорсинг охраны труда позволяет не отвлекаться на второстепенные задачи и освободить дополнительные ресурсы для успешного продвижения на рынке.

За вашим предприятием закрепляется специалист. Он разрабатывает всю необходимую документацию по охране труда, проводит инструктажи, осуществляет постоянный производственный контроль на вашем предприятии.

При любой нештатной ситуации, наша организация представляет ваши интересы перед инспектирующими организациями по вопросам охраны труда и пожарной безопасности (Государственая инспекция труда, ФСС, Прокуратура и т.д.) не отвлекая руководство от бизнес-процессов.

Аутсорсинг по охране труда, проводится согласно следующих нормативных документов:

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. (изм. от 25.11.2013 N 317-ФЗ):ст.212, ст. 217.

ГОСТ Р 12.0.007-2009. ССБТ. «Система управления охраной труда в организации.Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст с 01.07.10).

Постановление Минтруда и Соцразвития РФ №14 от 8 февраля 2000 г. «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»(в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96).

Что входит в аутсорсинг охраны труда:

Подготовка и внедрение комплекта нормативных документов по охране труда, пожарной безопасности — приказов, инструкций, должностных инструкций программ инструктажей.

Разработка программ и проведение специалистами вводных инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Организация обучения охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, руководителей и специалистов, членов постоянно действующих аттестационных комиссий, рабочих по видам работ с привлечением обучающих организаций-партнёров.

Осуществление контроля за состоянием условий и охраны труда в организации, за соблюдением работниками требований охраны труда и правил пожарной безопасности.

Представление интересов заказчика при взаимодействии с органами государственного контроля и надзора. Организация работ по исполнению предписаний должностных лиц органов надзора.

Оказание помощи в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний, других аварийных ситуаций в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оказание методической помощи в приобретении организацией средств наглядной агитации. Подробнее узнать все нюансы организации труда на вашем предприятии вы можете на бесплатной консультации.

Введите контакты в форме ниже и наш специалист свяжется с вами в течение рабочего дня.